Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент в нашей жизни происходит множество перемен: новый образ жизни, мыслей, действий, который создают проблемы разного характера и требуют от человека всех его нравственных и физических резервов для адаптации в этих условиях. В настоящее время участился дефицит межличностных отношений нового подрастающего поколения, которое живет в условиях яркой информатизации общества. Информатизация оказывает мощное влияние, как на процесс образования, так и на увлечения, досуг и общение детей.
Реальные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты невероятно важны для детей младшего школьного возраста, так как они создают психическое благополучие, которое во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом.
Этой темой занимались многие исследователи: В.В. Абраменкова, В.В. Давыдов, Е.О. Смирнова, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, Я.Л. Коломинский, Т. А. Репина, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.
Межличностные отношения играют важную роль в формировании самой личности, в удовлетворении ее потребностей, влияют на нравственное воспитание, формируют способы поведения в межличностных контактах, а также они имеют особое значение в развитии способностей, интересов и увлечений
Цель исследования – выявить актуальный уровень развития межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Объект исследования – коллектив младших школьников.
Предмет исследования – отношения в коллективе младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что для достижения высокого уровня межличностных отношений младших школьников следует обратить особое внимание на личность ребенка, его самооценку и то, какую позицию он занимает при взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
1. Подобрать диагностические методики для изучения межличностных отношений в коллективе младших школьников.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение межличностных отношений младших школьников.
3. Разработать программу по улучшению межличностных отношений младших школьников для педагога – психолога.
Методы исследования:
1. Методы опроса;
2. Тестирование;
3. Методы качественной и количественной обработки данных;
Экспериментальная база: 3 класс МБОУ СОШ №154 г. Красноярска. Участие принимало 30 детей, из них 19 девочек и 11 мальчиков.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.Методическая организация исследования
Для того, чтобы целенаправленно развивать положительные отношения между младшими школьниками, является необходимым изучить уже сложившиеся межличностные отношения. Основываясь на анализ психолого-педагогической литературы, были выделены следующие критерии:
1. Статусное положение личности в коллективе. Для того, чтобы это выяснить, мы использовали методику «Капитан корабля» А.А. Романова.
2. Самооценка личности. Для выяснения результатов по этому критерию, нам потребовалась методика «Лесенка» В.Г. Щура.
3. Занимаемая позиция личности при взаимодействии. Для этого критерия, нам понадобилась методика «Опросник межличностных отношений» А.А. Рукавишникова.
Подробные описания каждого из критериев, представлены ниже в Таблице 1.
Таблица 1.
Критерии, методика Категории
Статусное положение личности в коллективе
(Методика А.А. Романов «Капитан корабля») Категория «Изолированные»- 0 выборов.
Ребенок не является «Популярным».
Категория «Пренебрегаемые»- 1 выбор.
Ребенок не является «Популярным».
Категория «Предпочитаемые»-2-4 выборов.
Ребенок является «Популярным в группе».
Категория «Социальные звезды»-5-7 выборов.
Ребенок является самым «популярным» в классе.
Самооценка личности
(Методика В.Г. Щур «Лесенка») Уровень детской самооценки
Завышенная самооценка-5-7 ступенька.
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что учитель оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, так сказал учитель».
Адекватная самооценка-4 ступенька.
Ребенок общительный, адекватно относится к своим успехам и неудачам. Понимает, что его деятельность и деятельность других членов коллектива, занимает важное место.
Заниженная самооценка- 2-3 ступенька.
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Низкая самооценка-1 ступенька.
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Так сказал учитель».
Занимаемая позиция личности при взаимодействии
(А.А. Рукавишников «Опросник межличностных отношений)
Уровни
Низкий уровень позиции, занимаемой в отношениях.
Ребенок избегает принятия решений и не берет на себя ответственность. Никогда не бывает в позиции «лидера».
Средний уровень позиции, занимаемой в отношениях.
Ребенок способен уступать лидерские позиции, участвует в принятие решений, выслушивает мнение партнера. Берет на себя равную ответственность и умеет договариваться.
Высокий уровень позиции, занимаемой в отношениях.
Ребенок берет ответственность на себя и у ребенка присутствует большая потребность в управлении другими. Всегда занимает лидерские позиции и не готов уступать партнеру.
Методика «Капитан корабля» А.А.Романов. Цель данной методики в том, чтобы выявить место, занимаемое ребенком в коллективе. Детям предоставляется возможность стать капитано